Платья в стиле стиляг
– Бабушка, школьный бал уже совсем скоро, а я так и не нашла выпускное платье, в котором туда пойти!
– Не переживай, внученька, есть у меня одно платье… Вот оно, я его 60 лет назад носила, как сказали бы сейчас – «ретро» или «винтаж». Но тогда это был писк моды!
– Да ты модница была! Такое красивое платье! Приталенное, без рукавов, и пышная юбка. Можно примерить?
– Конечно, оно теперь твое, я в нем уже свое отходила: «кидала брэк по Броду»!
– Что это за язык такой?
– Да чувихой я была, стилягой, в 40-е годы к ним примкнула. А это наш язык такой был – слэнг. Славное время было…
– Бабуля, расскажи!
– Как раз закончилась война, стали солдаты из зарубежья домой возвращаться: кто патефон привезет трофейный, кто часы, а кто своей возлюбленной чемодан нарядов. Фильмы иностранные стали крутить, мне больше всего запомнилась кинолента «Плакса» Джона Уотерса. Поняли мы, что жить можно по-другому, и стали подражать американцам, поэтому стали друг друга называть «штатники».
Чаше всего наряды шили сами или добывали у фарцовщиков, иногда обменивали у приезжих иностранцев. Так, в 1957 году на Московском фестивале молодежи и студентов я обменяла русские сувениры на это платье. Дело это было подсудное, но мне платье очень приглянулось. Историю этого платья не знаю, где и кем шилось тоже неизвестно, но студентка-американка обменом осталась довольна. И я тоже!
«Стилягами» нас стали называть благодаря опубликованному весной 1949 года в журнале «Крокодил» фельетону Д. Беляева «Стиляга». В том фельетоне подробно описывался молодой человек, разодетый « на иностранный манер» и его подруга Мумочка, «девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод», и он был направлен на высмеивание молодежи, увлекающейся танцами, своим внешним видом и подражанию западу в целом. Но получился обратный эффект: со стиляг стали брать пример.
Смотрела я 4 года назад фильм Валерия Тодоровского «Стиляги». Знаешь, мы были не совсем такими. В фильме все преувеличено, да и художник по костюмам Александр Осипов признался, что сначала были воссозданы те костюмы, которые носили в 50-х годах.
Оказалось, что одежды стиляг и обычных советских граждан не так уж и отличаются друг от друга. Тогда было принято решение, чтобы различие было наглядным, костюмы стиляг сделать чрезмерно яркими и цветными, а комсомольцев облачить в серую униформу. Эффект был достигнут.
– Бабушка, я тоже видела этот фильм. Я читала, что современные дизайнеры на волне интереса к субкультуре стиляг стали создавать свои коллекции одежды в этом стиле.
Сначала она сомневалась, смогут ли клиентки носить ее платья, т.к. они казались ей слишком смелыми и яркими. Но и на них нашелся свой любитель. Мне больше всего пришлось по душе белое свадебное платье из шелка с объемным фиолетовым подъюбником, и аксессуарами такого же цвета. Настоящий new-look!
Fashion-проект OZON под руководством Галины Астафьевой тоже отличился «стиляжной» коллекцией.
Модельер Якимова Вера в 2011 году представила свою новую коллекцию “Стиляги. Привет 50-е!”. «Красочные ткани, модели и цвета» – так охарактеризовала Вера свои платья.
А почему платья в стиле стиляг создают только наши дизайнеры?
– Так ведь стиляги-то в СССР жили, хотя движения подражателей западным манерам существовали и в других странах: «шлурфы» – в нацистской Германии, «зазу» – во Франции. Так что мы были не одни.
Тон моде стиляг задавали Алексей Зубов, Юра Надсон, Алексей Козлов, Леня Геллер, а вот лидеров в женской «стиляжной» моде не было. Алексей Козлов в своем интервью по этому поводу говорил вот что: «Вообще, стиляг было немного. И среди нас почти не было девушек. Требовалась особая смелость, чтобы стать стильной девочкой, «чувихой», как мы их называли. Все школьницы и студентки были воспитаны в исключительно строгом духе, носили одинаковые косички и венчики, одинаковые темные платья с передниками, а у наших «чувих» – короткая стрижка – «венгерка», туфли на каблуке, клетчатые юбки. Подозрения общественности шли далеко: вольная манера одежды предполагала, что она не дорожит своей «девичьей честью». Едва я заходил в троллейбус, все тут же начинали меня обсуждать и осуждать: «Ишь, вырядился как петух», «Не стыдно ли, молодой человек, ходить как попугай», «Смотри, обезьяна какая»… Я стоял там весь красный. Но девочкам было еще хуже, представляю себе, какими комплиментами награждали их… Да, «чувих» были буквально единицы, и в дансингах мы редко танцевали с девушками. Мы танцевали друг с другом».
– Бабуля, а как именно вы выглядели, что была такая бурная реакция окружающих?
– О, у нас были в фаворе 2 фасона платьев: «песочные часы» и «платье-цветок». Обтягивающее бедра платье было эффектно, но в нем было неудобно танцевать: юбка уползала вверх. Я предпочитала платья с узкой талией и пышной юбкой-полусолнце чуть ниже колен.
К такому наряду я подбирала контрастного цвета пояс или ремень, крупные бусы, браслеты и серьги, лаковые туфельки с узким носом и высоким каблуком в тон ремню или сумочке. Но можно было носить и обувь без каблука.
Макияж был ярким: я подводила стрелки, могла накрасить веки тенями сочных цветов. Губы не обязательно красные, можно было выбрать помаду спокойных цветов, тем более выбора-то в магазинах и не было.
Волосы завивала и укладывала в форме венца: такую прическу называли «венчик мира». Еще была популярна прическа, как у Бриджит Бордо в киноленте «Бабетта идет на войну».
Чулки были редкостью, поэтому мы рисовали сзади на ногах черным карандашом шов, какой был у колготок. Сейчас продаются колготки с таким эффектом, а мы тогда выкручивались таким образом. Карандаш приходилось носить с собой, т.к. шов на ногах быстро стирался, и нужно было его рисовать снова. Кто-то предпочитал носить белые носочки. Это тоже было в стиле стиляг.
– Спасибо тебе! Ты не только подарила мне платье, но и объяснила, какие аксессуары, какую обувь и прическу подобрать, чтобы и смогла почувствовать себя настоящей чувихой-стилягой.